«Зеленый коридор» в ОКБ №2

Часто для оказания экстренной медицинской помощи требуется консультация нескольких врачей разной специализации, а еще результаты анализов, специальные исследования, например УЗИ или рентген и т. д. При этом важно учитывать состояние тяжести разных пациентов, когда их в очереди становится все больше.

Минимизировать риски, повысить качество медицинской помощи и отчасти пропускную способность экстренной службы позволяют современные IT‑технологии. В Тюменской областной клинической больнице № 2 проводится интеграция медицинской информационной системы (МИС) Тюменской области с системой управления электронной очередью приемного отделения.

Суть проекта в том, что врачам не нужно работать в двух системах — сначала назначать услуги в МИС, а потом еще в электронной очереди для маршрутизации пациента. Пульт управления электронной очередью уже внедрен в МИС. Пациент, взяв только один талон, непрерывно проходит все назначенные ему в МИС услуги, маршрутизация которых определяется электронной очередью, и возвращается к врачу. Электронная очередь распределяет движение пациента в зависимости от загруженности кабинета и тяжести состояния, выбирая наиболее быстрые маршруты. Ее работу можно сравнить с навигатором, который прокладывает маршрут автомобиля таким образом, чтобы попасть в «зеленый коридор». При этом, как и навигатор, сервис работает в режиме реального времени и учитывает именно текущую ситуацию.

Плюсы интеграции очевидны: врачи уделяют больше времени на общение с больным, не тратя его на организационные вопросы, а посетителю не требуются дополнительные талоны на посещение каждого кабинета. Кроме того, снижается риск для врача упустить важное, когда пациентов много, — система подскажет.

Отслеживать свой маршрут пациент может на экранах, установленных в коридоре областной клинической больницы. Там высвечивается номер кабинета, в котором его ожидают прямо сейчас. После окончания приема система получает соответствующую информацию, и электронная очередь определяет следующий пункт назначения.

Решение задачи принадлежит специалистам Ресурсного центра «1С-Медицина-Регион», именно они разработали единую МИС на базе 1С и уже более семи лет продолжают работу по расширению ее возможностей. Эксперты центра вместе с сотрудниками ОКБ, Медицинского информационно-­аналити-ческого центра и областного Центра информацион-ных технологий проанализировали схему движения пациента приемного отделения, определили ключевые моменты и реализовали согласованную схему взаимодействия.

Добавим, что сервис начал работу в областной клинической больнице № 2 в конце августа. Когда опыт его использования в этом медицинском учреждении будет признан успешным, можно говорить о тиражировании программного решения в другие медучреждения области, в которых есть приемные отделения — клинические больницы, областные больницы и перинатальные центры.

Антон Владиславович Терехин

Руководитель службы оказания экстренной и неотложной медицинской помощи ОКБ №2, практикующий хирург, депутат Тюменской городской Думы, инициатор проекта интеграции медицинской информационной системы Тюменской области (МИС) с системой управления электронной очередью

ОКБ № 2 со своими приемными отделениями, многопрофильными стационарами и поликлиниками — уникальное медицинское учреждение не только для Тюмени, но и в масштабах страны. У нас работают врачи сорока двух специальностей, в том числе такие специалисты, как нейрохирурги и челюстно-­лицевые хирурги. По девятнадцати профилям медицинская помощь оказывается в режиме 24/7. По объему оказания медицинской помощи больница занимает одну из ведущих позиций в стране. Вместе с развитием города, увеличением числа жителей областной столицы возрастает и востребованность экстренной службы. В этом году обращаемость достигла рекордных 845 (!) человек в сутки. При этом на смене в приемном отделении дежурят порядка 90 специалистов медперсонала всех уровней. Представьте, какая это нагрузка! Естественно, назрела необходимость облегчить жизнь врачам и медсестрам — максимально снизить бюрократическую нагрузку, уменьшить «бумажную» работу и освободить время на общение с пациентами. Возможности МИС это позволяют.

Электронная очередь, которая работает в обычной поликлинике, не подходит для экстренной службы. К нам поступают пациенты в разном по степени тяжести состоянии, и помощь им должна оказываться не в порядке обращения, а в зависимости от их самочувствия и состояния здоровья. Мы сейчас не говорим о тяжелых, жизнеугрожающих случаях, когда пострадавшие поступают по линии скорой помощи, это отдельный поток. Речь о тех людях, которые самостоятельно приходят за помощью в приемное отделение. Идея в том, чтобы «научить» электронную очередь автоматически выделять среди них наиболее тяжелых пациентов и направлять их на врачебный прием первыми. Такой подход позволит в режиме онлайн рационально распределять ресурсы службы в зависимости от состояния и количества пациентов в отделении, оказывать помощь более оперативно и качественно.

Еще одна задача искусственного интеллекта — распределить поток пациентов так, чтобы избежать очереди у одного кабинета. Например, пациенту назначили анализ крови, УЗИ, рентген… Он решил начать с УЗИ, а там уже есть очередь, а на рентгене в этот момент нет никого. В такой ситуации электронная очередь сама направляет пациента в свободный кабинет, помогает пройти маршрут обследования максимально быстро и эффективно.

Есть задумка оптимизировать обязательную процедуру идентификации пациента в МИС. Сейчас этим занимаются регистраторы, это отдельная очередь и время. Если же на входе в приемное отделение будет инфокиоск, а у пациента — возможность самостоятельно выстраивать маршрут посещения специалистов (например, в случае травмы), можно будет обойтись без посещения регистратуры. Данные о пациенте автоматически уйдут к врачу, время оформления необходимых медицинских документов займет буквально секунды. А высвободившихся сотрудников можно будет направить для решения более насущных вопросов пациентов.

Замечу, что аналогов нашему проекту нет ни в одном медицинском учреждении страны. Мы практически с нуля, без возможности опереться на ­чей-либо опыт, создаем принципиально новый подход к организации процесса оказания экстренной и неотложной помощи. Разумеется, как у любых первооткрывателей, в процессе работы возникают сложности. Но у нас сильная команда и большое желание добиться хорошего результата. Значит, справимся.

Ресурсный центр
«1С-Медицина-Регион»

Тюмень, Мельникайте, 101 А,
кабинет №408
(3452) 680-975
1cmr.ru

ПОДЕЛИТЬСЯ