Тревожность у детей

Среди всех проблем в детской психологии особенно выделяется повышенная тревожность. Чаще нее встречаются только поведенческие расстройства. В целом клинические признаки тревожности можно выявить почти у 10% детей дошкольного и школьного возраста, и цифры неуклонно растут.

Тревожность типична для детей обоих полов, но есть разница в интенсивности ее переживания и сфере возможных факторов. Так, если речь идет о дошкольниках и младшей школе, большая тревожность отмечается у мальчиков, а в средней школе и периоде полового созревания чаще уже тревожатся девочки. У мальчиков самыми тревожными сферами являются насилие и возможность наказания, у девочек — отношения с близкими и чужими людьми.

В подростковом возрасте тревожность может обладать мобилизующим влиянием, мотивировать к определенной деятельности. Но на дошкольников или детей, обучающихся в начальной школе, повышенная тревожность влияет только негативно. Если дети постоянно боятся ошибок, пытаются себя контролировать, это приводит к проблемам в повседневной деятельности. Кроме того, постоянная тревога и тревожность у детей могут существенно повлиять на уровень самооценки, занижая ее. Нередко постоянная тревога ребенка может указывать на трудности с эмоциональным приспособлением, адекватной реакцией на те или иные социальные ситуации. Это провоцирует неуверенность в своих силах и возможностях.

Что такое детская тревожность

Все мы периодически испытываем страх — как вполне реальный, так и иррацио-нальный, связанный с нашими мыслями и чувствами. Это один из механизмов выживания человека как вида. У детей в разных возрастах преобладают те или иные страхи, связанные с этапами их психологического развития и приобретаемого опыта социализации. Для подростков типичен страх одиночества, замкнутых пространств, толпы. Эпизодические страхи и тревога — это норма, они всегда завязаны на конкретные обстоятельства. Но патологический уровень тревожности ребенка — это устойчивое состояние с клиническими симптомами и реальной угрозой жизни и здоровью.

В чем опасность

Чрезмерная тревожность детей приводит к переутомлению, снижению работоспособности, уменьшает шансы на раскрытие всех талантов ребенка. Ресурсы тела расходуются на подавление эмоций и страхов, а не на продуктивную деятельность. Если проблему не решать, это может вылиться в неврозы, депрессии и изменения личности. Кроме того, страдает полноценное общение с окружающими — ровесниками и взрослыми. Такие дети чаще попадают в зависимость от лидеров, могут стать участниками не самых хороших компаний.

Типы тревожности

Различается ситуативная и личностная тревожность. Первая — эмоциональное состояние, вызванное внешними факторами. Вторая — устойчивая черта, проявляемая как склонность к чрезмерным, частым и сильным переживаниям. Умеренная тревожность в определенных ситуациях нужна и полезна, но, если она переходит рациональные границы, это уже реакция дезадаптации, которая нарушает организацию поведения и деятельность ребенка.

Причины тревожности

Состояние может провоцироваться серьезными событиями в детской жизни: гибелью близких, разводом родителей, неудачами в учебе. Особенно высок риск тревожности, если эти события влияют совместно, отягощая друг друга. Но зачастую проблема детской тревожности заключается в самих родителях или взрослых, постоянно общающихся с ребенком, в методиках воспитания, тревожности самих родителей, которые высказывают ее при малыше. Выделяются несколько типов родителей, которые могут провоцировать проблемы детей.

Родители-наседки. Пытаются оградить детей от любых проблем и опасностей. Из-за гипертрофированной опеки дети не чувствуют себя самостоятельными, ощущают беззащитность перед миром и не могут добиваться успехов сами.

Родители-прожектёры, сами не добившиеся особых успехов в жизни, пытаются реализовать их в своем ребенке. Либо другой вариант — люди с высоким положением в обществе требуют от своего отпрыска соответствия их статусу. Желание подогнать ребенка под различные идеалы приводит к тревожности, подросток боится разочаровать родителей и не оправдать их надежд.

Родители-спартанцы. Желают всеми правдами и неправдами воспитывать характер и волю, слишком «закручивая гайки». Они игнорируют или высмеивают проблемы детей, что ведет к тому, что ребенок ощущает себя неудачником.

Что делать

Узнать о проблеме можно не только по изменениям настроения и поведения. Дети могут жаловаться на потливость, дрожь рук, затруднение дыхания, онемение конечностей, головную боль или предобморочные состояния. Все это сигналы к работе по снижению тревожности. Есть ряд советов, о которых стоит помнить родителям.

  • Нельзя угрожать ребенку, в том числе физическими наказаниями или нереальными действиями, например: «Отдам тебя чужим людям, если не будешь слушаться».
  • Откажитесь от криков на ребенка, особенно при других людях.
  • Не используйте уничижительные выражения и оскорбления, они снижают самооценку детей.
  • Исключите из разговоров практику сравнения ребенка с другими детьми, каким бы ни было это сравнение — позитивным или негативным.
  • Не стоит постоянно критиковать ребенка, лучше перевести это в разряд советов или инструкций.
  • Не предъявляйте к ребенку завышенных требований, всегда нужно учитывать его индивидуальность.
  • Не требуйте проявления смелости, и не заставляйте ребенка соревноваться с другими, особенно в тех областях, где он не силен.

Чтобы помочь в устранении тревожности, родителям нужно наладить с ребенком контакт. Чаще обсуждать с другими членами семьи его успехи, искать поводы для похвалы, даже в мелочах. Важно обсуждать с ребенком все его трудности общения и обучения. Вырабатывая стратегии достижения успеха, покажите пример позитивных ожиданий от будущего.

В наказаниях и поощрениях нужно быть последовательными и всегда нужно самим соблюдать установленные правила, прежде чем требовать этого от детей. Целесообразно добиться единой линии воспитания всеми членами семьи, чтобы у ребенка не было двойственного ощущения в отношении реакции на воспитательный процесс.

Если все эти усилия родителей не приносят результата, обратитесь за помощью к профессиональному психологу.

Андриенко Оксана Александровна
Кандидат педагогических наук
Стаж работы: 18 лет.

ПОДЕЛИТЬСЯ