Родителям особенных детей

Объем информации об устройстве жизни детей с особенностями в развитии растет в Сети день ото дня. Как организовать для них пространство, что необходимо внедрять дошкольным учреждениям… На этом фоне каплей в море выглядит объем внимания, уделяемый непосредственно их родителям. Чем им помочь?

Шевченко Юлия Геннадиевна
Педагог-психолог высшей категории
Стаж работы: 16 лет

Основа проблемы

Количество особенных детей в наши дни интенсивно растет. А может, мы просто чаще слышим о них, потому что их родители все реже остаются наедине со своими проблемами и все чаще выходят со своими детьми в мир нормотипичных людей.
Поговорим о тех, от кого зависит интенсивность реабилитационных мероприятий для особенного ребенка и прочность детско-родительских отношений. О мамах и папах, которые часто находятся в состоянии выгорания и отчаяния, часто от непринятия ситуации, произошедшей с ними и их ребенком.

Безусловно, рождение ребенка с ограничениями не только меняет жизнь родителей, но и под влиянием психотравмирующей ситуации корректирует их представление о своей роли и месте в жизни. Силы родителей в таких семьях в первую очередь направлены на восстановление здоровья ребенка. Подавляющее большинство детей имеют трудности организации свободного времени, в семьях преобладает напряженная психологическая обстановка, зацикленность на сложных житейских проблемах. Это в свою очередь неблагоприятно влияет на внутрисемейный психологический климат, который не может не оказывать негативного влияния на развитие ребенка и на существование семьи в целом.

С чего начать

Как психолог, я большое значение уделяю именно процессу принятия родителями того факта, что с ребенком что-то не так. Пока родитель будет противиться тому, о чем говорит специалист, время для ребенка неумолимо теряется. Ведь чем младше ребенок, тем пластичней его головной мозг, тем более восприимчив он к внешним воздействиям, а значит, и к помощи. Именно после осознания и принятия положения вещей энергия, уходящая у мам и пап на отрицание проблемы, переходит в созидательное русло. Когда родители перестают требовать от ребенка выполнения непосильного образовательного маршрута и начинают следовать за возможностями и скоростью развития ребенка, учитывая его возможности и индивидуальность, у них появляются силы и возможности действовать во благо своему ребенку совместно со специалистами.

Для родителей особенных детей очень важно чувствовать себя востребованными, принятыми в нашем обществе. Ведь у них может возникать чувство стыда по поводу особенностей их ребенка — оно часто закрывает их в стенах дома. В вопросах воспитания ребенка и адаптации семьи в социуме таким семьям жизненно необходима психолого-педагогическая помощь. Хорошим местом для этого может стать так называемая «группа поддержки» в лице психологов и других специалистов. Здесь родители могут делиться теми трудностями и болью, которые, как правило, зарыты глубоко внутри, и понять, что проблемы, с которыми они сталкиваются, не единичны и их трудности есть кому разделить.

Актуальность психологической помощи в семьях особенных детей сложно отрицать.

Опыт практической работы показывает, что родители все чаще нуждаются:
 

  •  психологической/эмоциональной поддержке
  •  расширении коммуникативной среды
  •  личном пространстве и времени
  •  идентификации себя и своих проблем с людьми, имеющими подобные трудности
  •  информации о физических и интеллектуальных особенностях ребенка и возможностях его социальной адаптации
  •  выработке стратегии семейного воспитания, правильной организации свободного времени членов семьи, что поможет избежать ребенку разного рода отклонений

Практика помощи

Несколько лет назад мы запустили проект «Навстречу друг другу», где под руководством специалистов с родителями проводилась групповая работа, направленная на преодоление чувства вины, стыда, страха, ощущения одиночества и бессмысленности жизни. В план работы включались психологические тренинги, индивидуально-групповые консультации, закрытые кинопросмотры с последующим обсуждением, коммуникативные тренинги, совместный досуг и многое другое.
Все это позволило ускорить процесс эмоционального принятия тех трудностей, что выпали на долю семей с особенными детьми. Нахождение в среде единомышленников помогало родителям решать личностные проблемы и хотя бы ненадолго забывать о своих переживаниях. Наблюда-лось явное изменение уровня детско-родительских притязаний. Группы позволили организовать сообщество по обмену реабилитационными и психолого-педагогическими средствами: обувь, кресла, дидактический материал и т.п.

Имея пространство для психологической «разгрузки», родители становятся способны говорить о проблемах собственного ребенка, сохраняя при этом равновесие между проявлением любви к ребенку и поощрением его самостоятельности. Лишь в этом случае родители готовы к сотрудничеству со специалистами, адекватному оцениванию возможностей ребенка. Круг интересов родителей расширяется — появляются личные интересы, не связанные с ребенком. Чувство вины, разрушающее все внутри родителей и тормозящее процесс развития ребенка, стихает.

Никогда не сдаваться

Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требует от родителей больших вложений и не только материальных. Воспитание — это тяжелый груз социальных, психологических, эмо-циональных и этических проблем. Интенсивность нагрузки зачастую настолько велика, что необходимые «родительские ресурсы», которые и помогают в стрессовой ситуации, истощаются крайне быстро. Кроме этого, в процессе воспитания и развития ребенка, у родителей возникает много вопросов, ответы на которые не всегда находятся.

Вот почему именно работа с семьей становится одним из важнейших направлений в системе психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с особенностями в развитии. И сейчас современная наука рассматривает семью как реабилитационную структуру, изначально обладающую потенциальными возможностями для создания максимально благоприятных условий для развития и воспитания особенного ребенка. Внутрисемейная атмосфера рассматривается как коррекционная, которая своим гармоничным воздействием развивает ребенка, формирует в нем положительные нравственные качества, доброе отношение к миру.

ПОДЕЛИТЬСЯ