Раскроем глаза на цифровизацию образования

Согласно статистическим данным, в среднем люди могут проводить за своими гаджетами до десяти часов в день, а дети, с внедрением цифровых технологий в обучающий процесс, – и того больше. Как сохранить зрение в современных реалиях, мы расспросили заведующую детским отделением Областного офтальмологического диспансера, врача-офтальмолога Ирину Доркину.

 

 

Ирина Леонидовна Доркина
заведующая детским отделением ГАУЗ ТО «Областной офтальмологический диспансер»,
врач-офтальмолог высшей категории
 

 

 

 

 

Ирина Леонидовна, действительно ли так опасны гаджеты?

— Для начала давайте разберемся, чем различаются дисплеи. В первую очередь, по технологиям изготовления. Первая из них TFT – она самостоятельно излучает свет. Это та яркая подсветка, создаваемая экраном смартфона. Она и оказывает негативное воздействие на зрение.

Вторая технология AMOLED использует органические светодиоды в качестве светоизлучающих элементов. В сравнении с TFT не оказывает ощутимого воздействия на глаза. Однако требует дополнительных источников света, что сокращает яркость цветовой палитры.

Технология E-ink, применяемая в производстве электронных книг, приближает их по зрительному восприятию к обычному бумажному носителю, то есть чтение электронной книги на глаза дает ту же нагрузку. Такой эффект происходит за счет работы экрана в отраженном свете (отсутствует свечение) и умеренной контрастности.

Лицензированные электронные книги разработаны с учетом эргономичности чтения (размеры электронного устройства, ширина «полосы набора», отступы, межстрочный интервал). Имеется возможность регулирования типа и размера шрифта, что позволяет настроить все параметры под себя.

Получается, что от правильного выбора электронного устройства зависит сохранность нашего зрения?

— Все-таки основными причинами, влияющими на зрение, являются не сами гаджеты, а продолжительность работы за монитором, яркость экрана, организация рабочего места, отсутствие перерывов в работе.

Какие проблемы могут возникнуть при нарушении этих условий?

— Основными расстройствами, возникающими при несоблюдении этих правил, являются симптомы зрительного утомления, так называемый компьютерный зрительный синдром и синдром сухого глаза.

Компьютерный зрительный синдром может сопровождаться не только «глазными» проблемами, но и болями в шее, плечах. Основными жалобами являются:

  • покраснение глаз;
  • жжение, зуд в области глаз;
  • боли в области лба и глазниц, во время движения глазами в любом направлении;
  • светочувствительность;
  • трудности с фокусировкой при переводе взгляда;
  • помутнение в глазах или появление мушек;
  • повышенное утомление.

Синдром сухого глаза (ССГ): обычно человек моргает примерно 15 раз в минуту, но когда вы смотрите в экран компьютера или смартфона, то моргаете в два раза реже — это приводит к недостатку увлажнения роговицы и, как следствие, к сухости, раздражению и усталости глаз.

Многочисленные исследования показывают, что восьмичасовой рабочий день за компьютером приводит к изменению состава слезной пленки — в ней становится значительно меньше муцина, который защищает и увлажняет роговицу, а также способствует заживлению при ее микротравмах. Это происходит у более 60% пользователей компьютеров.

Есть и другие факторы, усугубляющие ССГ. Например, ношение контактных линз или сухость воздуха в офисе из-за работы кондиционера, недостаток освещения, запыленность помещения.

Если вы испытываете такие неприятные симптомы, обратитесь к офтальмологу.

Как избежать появления симптомов зрительного утомления?

— Для профилактики проблем со зрением офтальмологи рекомендуют соблюдать несколько правил. Во-первых, необходимо правильно организовать свое рабочее место и отрегулировать настройки монитора. Также не следует забывать о гимнастике для глаз.

И наконец, нужно следовать простому правилу «20–20–20»: оно было разработано калифорнийским специалистом по коррекции зрения Джеффри Аншелем в качестве напоминания о необходимости делать перерывы и для предотвращения напряжения глаз. Следуя этому правилу, нужно делать 20-секундный перерыв в работе с монитором каждые 20 минут. Во время перерыва взгляд фокусируется на объекте, находящемся на расстоянии 20 футов (примерно шесть метров), это может быть дерево или любой другой предмет вдали.

В качестве альтернативы можно закрывать глаза на 20 секунд каждые 20 минут.

В школьное образование активно внедряются гаджеты. Особенно это стало актуальным в период пандемии. Что бы вы посоветовали родителям школьников?

— Да, проблема активного использования гаджетов школьниками стала особенно актуальна при переходе на дистанционное обучение, значительно увеличив время активной работы за монитором, по сравнению с обычным учебным процессом.
Увы, многочисленные исследования последнего времени подтверждают, что у детей-школьников с большой учебной нагрузкой и непродолжительным пребыванием на улице (менее 1,6 часа в день) шансов стать близорукими в 2–3 раза больше, чем у их сверстников, проводящих до 2,8 часов в день и более на открытом воздухе. Поэтому, поощряя использование гаджетов в учебном процессе, важно сбалансировать зрительную нагрузку, сократив другие виды активности ребенка, связанные с использованием гаджетов.

Для информирования родителей о том, как избежать проблем нарушения зрения у детей, существует официальный сайт проекта «Детское зрение» DetskoeZrenie.ru, а также интерактивный модуль об устройстве и работе глаза eye-focus.ru.
Ранее Роспотребнадзор, Минпросвещения, Рособрнадзор и Российская академия образования подготовили рекомендации по использованию мобильных телефонов в школах. В первую очередь, они направлены на заботу о здоровье детей, поскольку сегодня ни в одной стране мира нет полного исследования о влиянии гаджетов на здоровье ребенка. Кроме того, с этой же целью Министерство просвещения России заказало большое фундаментальное трехлетнее исследование.

ПОДЕЛИТЬСЯ