Что это за загадочный диагноз «аутизм», каковы причины развития расстройств аутистического спектра и можно ли распознать их на ранней стадии? Об этом мы попросили рассказать клинического психолога Тюменской областной клинической психиатрической больницы Ольгу Калиниченко.
Ольга Калиниченко
клинический психолог Тюменской областной клинической психиатрической больницы
По каким внешним признакам можно увидеть, что с ребенком не все в порядке, и заподозрить у него расстройства аутистического спектра?
– Расстройства аутистического спектра — это большой спектр заболеваний, куда входят психологические, неврологические, психические расстройства. При этом набор признаков может быть сходным во всех случаях.
Если у родителей это уже не первый ребенок, то они сразу понимают, что что-то не так. Неопытные мамы и папы должны обратить внимание на то, что ребенок мало движется, вялый, у него нет реакции (или она не очень живая) на приближение лица другого человека, малыш не фокусирует взгляд на игрушках, не смотрит в глаза.
В младенчестве это может быть такой «удобный» ребенок — его не слышно, он спокойно лежит в кроватке. Однако бывает, что наоборот – ребенок очень беспокойный, постоянно кричит, мало спит, часто устраивает истерики. Поведение в любом случае нестандартное, и в дальнейшем это становится все заметнее. Важный признак — это отсутствие заинтересованности в других людях. Обычный малыш в любой ситуации в первую очередь обратит внимание на человека, аутичный — нет.
Дело в том, что аутизм — защитная реакция психики, которая не готова заниматься адаптацией организма к среде. Поэтому ребенок плохо обрабатывает информацию из внешнего мира, и в дальнейшем он даже не то чтобы плохо говорит или не говорит, он не учится этому — книжки не смотрит, картинки не показывает, на имя не откликается. Как будто бы сигналы из внешнего мира до него не доходят, не обрабатываются.
Большинство аутичных детей находятся в постоянном страхе, им все время дискомфортно. При этом у некоторых постоянно что-то болит — кишечник, голова, но они не могут об этом сказать. Это страдающие дети, а от их страданий страдают взрослые.
Очень часто родители детей с аутизмом говорят, что изначально их ребенок развивался и вел себя нормально, и только к 1,5 годам проявились симптомы. Почему это происходит?
– В некоторых случаях ресурса психики ребенка хватает на ранних стадиях развития, но в дальнейшем, когда возможности для развития уже исчерпаны, наступает торможение и даже регресс. Наша психика с точки зрения биологии — это излишество, сначала надо, чтобы функционировали основные системы организма, поэтому нам необходимо нормально питаться, достаточно спать и так далее. Но нередко ребенок с аутизмом даже с этим не справляется. У него нарушен обмен веществ, а что уж говорить о более высоких процессах? Поэтому мы вынуждены намеренно очеловечивать его психическое развитие, стимулировать, вызывать на контакт, показывать мозгу, что эти задачки надо решать, они нужны для адаптации организма. Например, надо реагировать на маму, уметь просить еду, настраивать минимальный контакт — это первоначально. Затем важно овладеть элементарными навыками самообслуживания, наладить какой-то контакт с внешним миром.
Какое будущее ждет ребенка с аутизмом, если с ним не заниматься?
– Есть исследования на эту тему, которые проводил, в том числе и Московский НИИ коррекционной педагогики, о том, что происходит с детьми школьного возраста, которые раньше не получали стимулирующей помощи. Небольшой процент детей каким-то образом научается контактировать с миром, но их очень мало. Сегодня почти все дети с аутизмом идут в школу в любом случае с семи лет, но им подбирается своя программа обучения. Природа у таких детей такова, что спонтанно навыки не формируются — понимание, мышление нужно развивать у ребенка специально, мы называем это «принудительное формирование».
Сейчас разработана программа ранней помощи, во всех поликлиниках есть информация об аутизме, разработан маршрут (терапевтическая и психологическая помощь), по которому идут родители со своим ребенком. А раньше большому проценту детей с аутизмом это было недоступно.
Нужно и можно ли отдавать ребенка с РАС в обычный детский сад?
– Вопрос решается очень индивидуально. Наше общество ориентировано на то, что дети с особенностями развития имеют право на полноценную жизнь, на обучение, их социализация — первостепенная задача. Вопрос в том, какие необходимы условия каждому ребенку, чтобы для него выход в сообщество был полезным и развивающим, а не пугающим и стрессовым. Специалисты, работающие с особыми детьми, едины во мнении, что не ребенка с аутизмом надо адаптировать к миру, а окружающую среду адаптировать к таким детям, их особенностям. Все взрослые, кто растит, сопровождает, лечит, образовывает ребенка с аутизмом, создают эту среду. Сегодня есть соответствующая практика и исследования о том, что должно составлять такую среду.
Ребенок с РАС может идти в обычный садик, но там воспитатели и весь персонал должны быть подготовлены к тому, что к ним придет воспитанник с особенностями. На протяжении нескольких лет я читаю лекции в детских садах, не только коррекционных, рассказываю, что должен пройти определенный этап адаптации ребенка, что нужно давать возможность побыть в группе отдельно от всех и позаниматься тем, что ему нравится, о ненасильственном вовлечении в совместную деятельность, игру с другими детьми.
На что нужно настраиваться родителям детей с РАС?
– Родителям особых детей приходится становиться специалистами в области аутизма. У нас в Тюмени регулярно проходят родительские школы, где я объясняю мамам и папам детей с РАС, что они точно также бы играли, занимались с нормотипичным ребенком. И если у него аутизм, это тоже все нужно делать, но особыми методами.
Можно ли надеяться, что в будущем детям с аутизмом будет комфортнее?
– Первый оптимистичный прогноз уже есть — набор аутистических черт будет исчезать раньше. Поскольку мы интенсивно пытаемся лечить таких детей и стимулировать их развитие. Психика справляется быстрее, ей не нужно защищаться, включать охранительный режим.
Думаю, что в будущем многим молодым людям с аутизмом удастся продвинуться дальше в плане социализации. Да и само общество будет лучше подготовлено к тому, чтобы принять и понять таких людей.
Распознать расстройство аутистического спектра у детей до 12 месяцев сложно, но в возрасте двух лет диагностирование обычно возможно. Характерными чертами являются задержка или временный регресс в развитии речи и социальных навыков и повторяющиеся стереотипные модели поведения.
Научные данные позволяют предполагать, что развитию расстройств аутистического спектра способствуют различные факторы – как генетические, так и обусловленные окружающей средой, путем воздействия на развитие мозга на ранних этапах.