Первый раз в первый класс

Одно из важнейших событий в жизни семьи после рождения ребенка – это его первый поход в школу. К этому долгожданному событию родители будущего первоклассника начинают готовиться задолго до наступления основных торжеств. Но верно ли это?

Побудительный мотив

Водить ребенка на подготовительные занятия родители начинают за полгода, а то и за год до поступления в школу. Детки учатся читать, считать, писать, как будто в школу нужно прийти, уже умея все это делать. Звучит немного странно, правда? По мере приближения ответственной даты родители начинают задаваться вопросом, какую школу или гимназию выбрать, какую форму и портфель купить, чтобы ребенок соответствовал всем требованиям общеобразовательного учреждения. В чем причина такого родительского поведения? Дело в том, что школа — мощный социальный институт, в котором все мы когда-то учились сами и подвергались оценке со стороны учителей и сверстников. Хорошо или плохо — основной вопрос того времени. Вот почему в тот самый момент, когда наши дети идут в школу, в нас самих включается наш внутренний ребенок, который ждет оценки окружающих. И когда на вопрос, какого ребенка мы воспитали — хорошего или плохого, послушного или нет, звучит положительный ответ, то мы чувствуем себя спокойней. Наши дети соответствуют требованиям, мы с задачей справились — все молодцы, отлично!

Основная проблема

Но ловушка заключается в том, что ребенок может и читать, и писать, но все равно может быть не готов к школе. Здесь крайне важно наличие у него первых признаков волевого поведения. То есть осознанных, обдуманных действий, которые не зависят от эмоций, требующих для их выполнения дополнительного побуждения и усилий.

Ребенок из детского сада попадает в незнакомую среду, где нужно отсидеть три урока по 40 минут, а на перемене можно только ходить, бегать нельзя. Первоклассник делает невероятные усилия, чтобы удержать себя в этом малоподвижном состоянии, и порой на это он тратит гораздо больше энергии и сил, чем на бег и игры. Это чрезвычайно сложно.

А когда ребенок в силу своих особенностей не может усидеть на месте, вертится, разговаривает с другими детьми, то есть, как говорят, нарушает дисциплину, учитель доносит это до родителей. И тут встает выбор — либо быть в одной упряжке с учебным заведением, либо разобраться, что на самом деле происходит с их чадом. И это касается не только волевых качеств ребенка, но и самого процесса обучения.

Очень часто в этот момент начинаются разговоры о гиперактивности вследствие дефицита внимания. Называется целый ряд вероятных причин такого поведения. Тут и физиологические расстройства, и депрессия, и побочные действия некоторых препаратов. Однако чаще всего причина в том, что задания для ребенка слишком трудные или легкие, и это вызывает у него отчаяние или скуку.

Внутренний мир

Ближе к семи годам у ребенка уже сформировались базовые потребности в привязанности и любви, но дети по-прежнему нуждаются в этих важных чувствах со стороны взрослых. На определенных этапах жизни психология ребенка начинает перестраиваться — это то, что мы называем кризисом. Под воздействием психологических факторов меняются поведение и умственные способности. Появляются кривлянье и манерность, которые объясняются желанием подражать взрослым. Становится заметной демонстративная наивность, которая порой раздражает родителей.

У младшего школьника фокус внимания начинает меняться и постепенно разворачиваться от семьи к внешнему миру. Появляются переживания по поводу своих поступков и их оценки. В этот период развиваются воля и самостоятельность, способность к самоконтролю и целеполагание. Основная жизнь ребенка начинает проходить в школе, а дома от мамы и папы он ждет поддержку и понимание.

Когда в классе 30 и более человек, преподавателю сложно уделять время и внимание каждому индивидуально, и если ученик не справился самостоятельно с заданием один или два раза, то к нему может приклеиться ярлык «отстающий». И мало кто разбирается в сути проблемы.

А что в семье?

У ребенка, который не получает поддержку от родителей, а в школе его уже считают отстающим, уже к концу первого класса пропадает всякий интерес учиться. А родители, у которых был опыт переписывать текст по десять раз, пока не будет красиво, применяют те же методы со своими детьми. Но ведь это нерабочий инструмент! Причин тому, что ребенок не успевает в школе, может быть множество — от несформированности мотивации к обучению до проблем в семье, где частенько можно наблюдать конфликты как между супругами, так и между родителем и детьми.

Ребенок начинает подвергать сомнениям то, что ему говорили ранее, начинает спорить, «качать права», высказывать свое мнение. Все это признаки существенных изменений в детском организме, которые происходят в этом возрасте. Родители очень часто оказываются не готовыми к подобным переменам. Им кажется, что они происходят в их детях слишком быстро. А потому взрослые могут обижаться, ругать, наказывать своего ребенка уроками — «пока не решишь пример, из-за стола не встанешь».

Но ребенку для ощущения своей полноценности необходимы диалоги со старшими, ему важно не только делиться тем, что происходит в его жизни, но и слушать рассказы о том, как протекает жизнь его родителей. Например, справился или нет папа с задачей, которую ему поставил руководитель на работе. Взрослым важно говорить правду, а также стараться вместе с ребенком анализировать его точку зрения. Не говорить сразу, что это плохо, а обсуждать, почему именно это поведение считается таковым.

Первая помощь

Как же помочь родителям и ребенку в подготовке в школе? Взрослым в первую очередь нужно заняться собой. Как в самолете — сначала надеть маску себе, потом ребенку. Обратите внимание на свои мотивы и постарайтесь проанализировать, зачем для ребенка выбирается какая-то особенная школа или гимназия. Что это для меня значит?  На самом ли деле ребенку нужна особенная школа или ему нужен учитель, который будет оказывать поддержку и давать знания. Тот учитель, который на собрании говорит: «Я волнуюсь, что Ваня не успевает за всеми, давайте вместе будем разбираться».

Постарайтесь понять, с чем связана та суета и напряжение, когда вы выбираете своему ребенку блузку или рубашку на 1 сентября. Почему возникает тревога, когда заходите в школу и общаетесь с учителем.

Выбирайте учителя не по его регалиям и званиям, а по отношению к детям и его контактности и заинтересованности в них. Бывает, что педагоги предвзято относятся к ученику, прилюдно высмеивают его способности и внешний вид, используя различные формы порицания. Это вызывает у ребенка систематическое нежелание идти в школу и вообще разговаривать о школе, занижает его самооценку и часто приводит к плохой успеваемости по конкретному предмету. Не ждите, когда ситуация исправится сама собой, — предлагайте учителю выработать совместное решение проблемы.

Обращайте внимание на потребности ребенка. В друзьях и общении со сверстниками, в творчестве и саморазвитии. Мониторьте его самочувствие и психологическое состояние. Стимулируйте его инициативность и любознательность. Старайтесь ежедневно реагировать на происходящие в ребенке перемены.

Чаще поддерживайте, а не воспитывайте ребенка. И если у него что-то не получается, найдите тот способ учить уроки, который будет подходить именно ему. Например, не сидеть три часа, пока не сделаешь все задания, а прерываться ненадолго через каждые 15–20 минут кропотливого труда.

И не стесняйтесь обращаться к специалистам, если вам самим не удается разобраться в причинах неуспеваемости ваших детей. Любые врачи — от невролога до психолога — всегда будут готовы прийти к вам на помощь, важно только не пустить все на самотек.

Попелушко Екатерина Сергеевна – Руководитель АНО МПЦСР «Институт семьи».
Практикующий семейный психолог, гештальт-терапевт.
Стаж работы — 7 лет.

ПОДЕЛИТЬСЯ