Не хочу учиться

Не хочу учиться
Не хочу учиться

Наступил сентябрь, вместе с ним началась школьная пора — время, которое родители и дети встречают с интересом и в то же время с некоторой долей страха. А вдруг учеба не заладится? Мы попросили тюменского гештальттерапевта Наталью Баймуратову рассказать о том, с какими трудностями приходится сталкиваться школьникам и как помочь им адаптироваться к новому этапу жизни.

 

Наталья Баймуратова Гештальт-терапевт

 

 

Сегодня нередко родители сталкиваются с ситуацией, когда их ребенок не хочет идти в школу, не желает учить уроки. С чем может быть связано исчезновение мотивации к обучению?

— Конечно, нежелание детей учиться не возникает на пустом месте. Как правило, мотивация к усвоению новых знаний пропадает по нескольким причинам. Во-первых, необходимо понять, какая семейная обстановка окружает ребенка. Если он живет в атмосфере постоянных конфликтов, то вряд ли будет готов к учебе. Все внимание школьника будет направлено на ссоры и раздоры, даже если он напрямую в них не участвует, так что он будет просто не в состоянии переключиться на образовательный процесс.

Также важно знать, какие отношения у ребенка с учителем и с одноклассниками. В случае конфликта в том и другом случае он не только не захочет учиться, но и вообще может отказаться ходить в школу. Очень важно в такие моменты быть на стороне ребенка, поддерживать его. Нет, не решать за него проблему с саблей наголо, а именно учить самостоятельно справляться с конфликтом, следуя мудрым советам родителей.

То есть, основной барьер к получению знаний — нестабильный психологический фон?

— Не только. Давайте говорить честно: у нас принято считать, что все дети способны, все могут учиться одинаково, но это не так. У ребенка могут быть ограничены или же совсем отсутствовать способности к определенному предмету или обучению в целом. Это факт, который подтверждает история педагогики. Еще в СССР классы делили по уровню успеваемости от «А» до «Г», к тому же в школе были специальные классы для детей с ограниченными способностями. И это правильно — попробуйте стать успешным в той деятельности, к которой у вас нет призвания, таланта, а возможно вам стыдно ею заниматься, либо у вас элементарно нет опыта. Вряд ли получится прийти к какому-то положительному результату. А теперь представьте ребенка, у которого, например, нет способностей к точным наукам, а вы насильно пытаетесь из него сделать великого математика — заставляете корпеть над учебниками, зубрить, стыдите в случае неудач. Не думаю, что таким образом получится вырастить вундеркинда.

Благополучная семья – это не красивая картинка, где есть мама, папа, брат и сестра, это место, где ребенку всегда тепло и безопасно, где ему рады, где есть забота и участие.

В первую очередь, если родители хотят развить у ребенка интерес, то им как раз важно понять, что интересует их ребенка, к чему у него есть природный дар, склонности. И потом уже направлять его внимание именно в эту область, поддерживать его и ни в коем случае не применять насилие. Пусть даже он будет ошибаться на своем пути. Так он накапливает опыт, который часто бывает следствием ошибок. Будет опыт — будут и результаты.

Как в таком случае вести себя родителям ребенка, который не хочет ходить в школу? Как можно помочь ему?

— Прежде всего, необходимо позаботиться о климате в семье, где обязательно должны быть люди, которые поддерживают его при любых невзгодах, всегда ждут и радуются успехам. Казалось бы, просто? Но на самом деле зачастую родители только формально выражают слова поддержки, заявляют, что оценки для них не так важны. На деле же от ребенка требуют именно результатов, при этом, особо не интересуясь, а чем же он живет на самом деле, каково его психологическое состояние, нет ли у него в жизни проблем. И в будущем получаются истории, вроде: девочка из благополучной семьи вдруг заводит дружбу с не очень хорошей компанией. Но благополучная семья — это не красивая картинка, где есть мама, папа, брат и сестра, это место, где ребенку всегда тепло и безопасно, где ему рады, где есть забота и участие.

Подчеркну — если вы хотите развить интерес ребенка к учебе, просто любите его, это все, что нужно. Любите даже в те моменты, когда вам хочется этого меньше всего. Любите его неуспешным, отчаявшимся, испуганным, проигрывающим. Просто давайте ребенку в трудной ситуации свое тепло и безопасность, чтобы он мог пережить этот опыт и двигаться дальше. И обязательно обращайте внимание на достижения ребенка — что у него получается, что, на ваш взгляд, ему можно еще развить. В общем, любите ребенка настоящим, а не идеализированным.

Как вы думаете, необходимо ли родителям помогать ребенку с уроками? И как это сделать правильно?

— При выполнении уроков многие дети бояться ошибиться. И этот страх не рождается из пустоты — его причина кроется в прошлых неудачах, просто ребенок боится ошибки, а значит, когда-то он уже был за нее наказан, вместо поддержки получил нагоняй. Я призываю всех родителей школьников — дайте возможность ошибаться своим детям, ведь только на ошибках он сможет получить опыт, сделать выводы и совершенствоваться. Кто не ошибается — не достигает успеха.

Безусловно, бывает так, что родители заигрываются в педагогов, а по сути, становятся домашними тиранами. На самом деле, они переносят на ребенка свой травматичный опыт из детства, где их стыдили и ругали, потому что боялись за их будущее, а в результате отбили мотивацию. Если они это осознают, то вряд ли захотят подобной участи своему любимому сыну или дочери. Не получается справиться с негативными эмоциями? Тогда лучше обратиться к психологу, или же нанять репетитора.

Помогать делать уроки — это научить ребенка учиться. Не нужно делать за него задания, нельзя ругать его за неудачи. Поймите, ему сейчас очень сложно — он получает опыт впервые.

Важно, чтобы каждый родитель честно задал себе вопрос: он хочет воспитать счастливого человека, обреченного в будущем на успех, или несчастного, потерявшего уважение к себе и к родителям, испуганного, живущего в напряжении, зато отличника? Доказанный факт, что успешными становятся не те дети, которые приносят из школы только пятерки, а те, кто умеет адаптироваться. Учите ребенка быть не самым лучшим, а адаптивным.

Любите ребенка, когда хочется любить меньше всего. Любите его неуспешным, отчаявшимся, испуганным, проигрывающим.

А если ребенок способный, но ленивый?

— Нет такого чувства, как лень. Если ребенок «ленится», значит, он напуган или сильно опечален.

В моей практике был случай, когда у девочки погибла мама, через месяц папа привел в дом другую женщину, поставив дочку перед фактом: «Это твоя новая мама, теперь мы будем жить вместе». Девочка все чаще стала приносить из школы плохие отметки, и все говорили, что она просто ленится, не обращая внимание на то, что творится у нее на душе. И таких примеров много — ленью называют боль ребенка, которую он не может пережить.

Как объяснить, что даже если не хочется, все равно надо? Все родители хотят лучшего будущего своим детям, чтоб не дворником были…

— Это родительские амбиции, которые нужно устранять. И что за установки про дворника? Никто дворником не стал. Интеллект, кстати, передается по наследству. Помните это.

ПОДЕЛИТЬСЯ