Многие родители замечают проблемы с речью у ребенка, когда ему исполняется уже 3-4 года, а он еще не говорит. А кто-то, напротив, слишком рано начинает бить тревогу – малышу едва ли исполнилось полтора года, а от него ждут развернутых и связанных по смыслу предложений. В каком же возрасте можно увидеть логопедические проблемы у ребенка?
Чтобы не упустить наиболее благоприятное время для коррекции речи детей, родителям и педагогам необходимо ориентироваться в том, какие нарушения бывают и для какого возраста они характерны. Основной ориентир для начала логопедической работы – чем раньше, тем лучше. Только в таком случае удастся добиться желаемого результата.
Какие логопедические проблемы могут быть у детей, как их выявить и устранить?
Дислалия – неправильное произношение звуков, иногда двух-трех звуков, а иногда и половины алфавита. При этом у ребенка запас слов пассивного и активного словаря соответствует возрасту, он правильно строит фразы и предложения, слова согласованы по родам, числам и падежам.
Это самая распространенная логопедическая проблема детей, начиная с 4-5 лет и старше.
Общее недоразвитие речи – комплекс разнообразных речевых патологий, выражающийся такими характерными чертами:
– неразвитая связная речь;
– нарушение произношения и дифференциации звуков;
– словарный запас беден и не соответствует возрасту;
– словообразование и словоизменение затруднены.
При общем недоразвитии речи страдают все компоненты системы: фонетика, лексика, грамматика. Такие дети поздно начинают говорить. Они понимают речь окружающих, но сами оформить высказывание не могут.
Алалия – полное или частичное отсутствие речи, которое вызвано недоразвитием речевой зоны коры головного мозга (зона Вернике и Брока). Алалия бывает одной из двух форм:
– моторная — речь окружающих ребенку понятна, но он не в состоянии ее воспроизвести;
– сенсорная — ребенок не в состоянии понять чужую речь.
Дизартрия – нарушение иннервации речевого аппарата со стороны центральной нервной системы. Работа органов артикуляции не согласована между собой, речь смазанная, страдает и темп, и ритм, и интонация, и владение голосовыми модуляциями.
Ринолалия – в результате анатомических дефектов или особенностей развития неба, носоглотки, губ звучание фонем приобретает гнусавый оттенок, со своеобразным «носовым» звучанием.
Нарушения темпа и ритма речи – это тахилалия (ускоренное произношение слов и предложений), брадилалия (замедленное произношение, сопровождаемое такой же внутренней речью – думает такой ребенок тоже медленно), спотыкание и заикание.
Нарушения чтения и письма – эта проблема связана с нарушением обработки звуков и букв головным мозгом. Другие названия этой проблемы:
– дисграфия — замена одних букв другими, перестановка слогов, написание букв в противоположную сторону.
– дислексия — нарушение речевого слуха, пропуск звуков, искажение окончаний слов, непонимание смысла прочитанного.
При появлении любого из симптомов логопедических проблем у детей необходима консультация логопеда, психолога, дефектолога, невропатолога.