Когда речь заходит о доступной среде для инвалидов, то первое, что приходит в голову – пандусы, инвалидные коляски и лифты. Однако не менее важно и обучение, которое поможет детям с ограниченными возможностями стать более самостоятельными.
В школах Тюмени и Тюменской области в сентябре-октябре началась работа с тьюторами, учителями, первоклассниками – детьми с расстройствами аутоиммунного спектра, а также с их родителями. Мероприятия проводятся в рамках регионального проекта «Шаг навстречу», который реализуют ТРАНБО «Открой мне мир» и региональный департамент образования в общеобразовательных учреждениях области.
Это практико-ориентированная программа обучения педагогов, выполняющих роль тьюторов, сопровождающих процесс обучения детей с аутизмом и повышения качества инклюзивного образовательного процесса в школах города Тюмени и Тюменской области.
«Дело в том, что для детей с ментальными нарушениями развития необходимым условием инклюзии являются не пандусы и другие средства физической доступности, а наличие специально обученных специалистов и тьюторов – сопровождающих, – рассказала руководитель ТРАНБО «Открой мне мир» Маргарита Суворова. Они обучат детей навыкам безболезненного включения в детский коллектив, а также подготовят этот коллектив с помощью «уроков доброты» и других мероприятий разного формата».
В 2017 году в Тюменской области вступили в силу новые образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью, нарушениями развития и расстройствами аутистического спектра. Эти стандарты предполагают наличие у ребенка тьютора – человека, который сопровождает его в процессе обучения, помогает ему стать более самостоятельным. Поэтому должны были появиться и новые люди в школах, где учатся такие дети в условиях инклюзии, либо в тех школах, где созданы условия в соответствии с особенностями таких детей. Тьютор – сложная специальность. Тем более ее введение – в новинку в образовательных учреждениях региона.
Проект «Шаг навстречу» предусматривает точечно направленное практико-ориентированное и теоретическое обучение 50 специалистов, которые затем смогут работать ассистентами и тьюторами для детей с РАС в коррекционных и общеобразовательных учреждениях города и области.
Программа подготовки тьюторов предполагает встречи с родителями и детьми с расстройствами аутоиммунного спектра (РАС), персональные консультации тьюторов, а также разработку анкеты «Особенности моего ребенка и требуемая ему помощь ему в школе» и подготовку рекомендаций для тьюторов.
Место проведения встреч: ГБУЗ ТО «ОКПБ», адрес г. Тюмень, ул. Герцена, 74, кабинет №213, телефон +7 958-149-40-19.